Еженедельный журнал,
24 марта 2003 г.
Рецепт от Лукашенко
663 просмотра
В Белоруссии уже три года работает обязательное страхование автогражданской ответственности. И хотя в большинстве стран этот вид страхования убыточен, соседи умудрились добиться его рентабельности. Что неудивительно. Белоруссия – государство, в котором любое мероприятие жестко отслеживается и контролируется со стороны соответствующих ведомств и президента.
Белорусы к моменту вступления закона в силу основательно подготовились. Была выстроена законодательная база (начиная с декрета президента, постановлений правительства и т.д.), отработан порядок аккредитации страховщиков, формирования и расходования страхового фонда, механизм контроля за печатанием страховых полисов. При этом профессиональное объединение страховщиков создавалось постановлением правительства. Это не общественная организация, как у нас. Руководителя объединения назначила власть.
Никаких разборок и препирательств между правительством, страховщиками и Минфином из-за суммы страховых взносов в Белоруссии не было. Сначала соседи утвердили три временных тарифа. Минимальный – для тех, кто ездит на отечественных машинах, повышенный – для владельцев иномарок и самый высокий – для иностранцев, въезжающих на территорию страны (так называемое погранстрахование). Через три месяца тарифы пришлось повысить, так как убытки страховщиков оказались слишком высоки. Сейчас убыточность «автогражданки» в Минске превышает 100 процентов и покрывается за счет операций в глубинке и пограничного страхования. Последнее приносит львиную долю доходов. Страховщики даже приняли решение – 30 процентов дохода от погранстрахования перечислять в федеральный бюджет. Правда, вряд ли они додумались до этого самостоятельно.
В России, как только был принят закон об обязательном страховании, Российский союз автостраховщиков (РСА) тут же стал собирать деньги со страховых компаний. Те, кто собирался работать в столицах, в качестве вступительного взноса заплатили по 50 тыс. долларов, региональные компании – по 25 тыс. (теперь стоимость приема в РСА возросла до 60 и 30 тыс. долларов соответственно). Сейчас РСА предлагает страховщикам скинуться еще – несколько миллионов долларов нужны на рекламную кампанию и организационные мероприятия и 20 млн долларов – на создание общей информационной базы (закон предписывает создать базу данных по автомобилям и автовладельцам, где будет содержаться информация об их участии в ДТП, о нарушениях правил дорожного движения и страхования).
С белорусских компаний собрали в страховой фонд по 60 тыс. евро. По закону эти средства могут идти только на выплаты страхователям. При этом деньги разместили в банке, на них, соответственно, начисляется процент. За счет этого дохода и содержится фонд, а также финансируются организационные мероприятия. Рекламную кампанию страховщики проводят самостоятельно, а информационная база формируется следующим образом. Агент продает полис, отчитывается перед работником в филиале, тот вводит информацию в базу данных. Эти сведения накапливаются в головной страховой компании.
Как и в России, страховой фонд формируется для компенсации ущерба, нанесенного незастрахованными или скрывшимися виновниками ДТП, а также на случай банкротства компаний. Но принципы формирования фондов сильно разнятся. В Белоруссии страховщики постоянно отчисляют в фонд 7 процентов от собранных страховых взносов, а оставшимися деньгами распоряжаются по своему усмотрению. В России по закону только 5 процентов от собранных средств компании имеют право оставлять себе, а оставшиеся после выплат деньги перечисляются в фонд.
В принципе, по мнению наших страховщиков, этот механизм тоже неплох, поскольку позволяет четко просчитать затратную часть. Хотя цифры при этом получаются весьма любопытные. Так, чтобы окупить только вступление в РСА, компании необходимо продать примерно 12 тыс. полисов (при среднем тарифе в 100 долларов доход страховщика составляет 5 долларов с каждого полиса; умножаем 5 на 12 тыс. и получаем 60 тыс. долларов). А еще необходимо потратиться на инфраструктуру, персонал и его обучение, рекламу и т.д.
Наличие полисов в Белоруссии отслеживают ГАИ, таможенный комитет и Министерство транспорта. При этом штрафы за отсутствие полисов эти ведомства сначала полностью перечисляют в профессиональное объединение страховщиков, затем половина собранной суммы им возвращается, а вторая половина идет в бюджет. У нас механизм ответственности и личной заинтересованности контролирующих органов не отработан. Штрафные санкции будут налагаться в соответствии с Административным кодексом, и деньги отправятся прямиком в бюджет. При этом гаишники не получат ни копейки, а потому не особенно заинтересованы отслеживать нарушителей.
В Белоруссии позаботились и о том, как предотвратить демпинг. Власти установили потолок комиссионного вознаграждения страхового агента – больше 7 процентов за проданный полис компания агенту не выплачивает. Хочешь платить больше – плати из прибыли. В результате нет ни демпинга, ни погони за высокими тарифами. Хотя, чтобы не прогореть, нужны не только экономически обоснованные тарифы, но и адекватное страховое возмещение. Белорусы четко прописали в законе порядок аккредитации экспертов при страховом объединении. Как только на эксперта поступает жалоба (к примеру, он завысил страховое возмещение), он тут же исключается из реестра и больше этой деятельностью не занимается.
Даже при такой организации за три года в Белоруссии полисами «автогражданки» охвачено лишь немногим более половины автомобилей. Тогда какой же результат ожидает нас, при нашей-то организации? «Нулевой», – отвечают в страховых компаниях. За примером далеко ходить не надо. На Украине давно принят закон о страховании ответственности. Но он не работает.
ЗАСЛАВСКАЯ О.
Вся пресса за 24 марта 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, За рубежом, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 июля 2025 г.

|
|
DairyNews, 24 июля 2025 г.
Фермеры Кубани за пять месяцев получили 1,3 млрд рублей страхового возмещения

|
|
Известия, 24 июля 2025 г.
Полис-витамины: треть страховщиков продают неэффективные продукты

|
23 июля 2025 г.

|
|
Банки.ру, 23 июля 2025 г.
Эксперт пояснил, чего нельзя делать при затоплении автомобиля для получения выплаты по каско

|
|
Деловой Петербург (on-line), 23 июля 2025 г.
Страховщики назвали юридическим нонсенсом обязательный ДМС пожилым людям

|
|
korins.ru, 23 июля 2025 г.
Количество обращений финансовому уполномоченному по страхованию жизни, НС и болезней сократилось почти на 45%

|
|
Финам.Ru, 23 июля 2025 г.
Apple представила новую программу страхования гаджетов

|
|
РБК (RBC.ru), 23 июля 2025 г.
Эксперт компании FLC раскрыл тонкости страхования импортных грузов

|
|
РИА Новости, 23 июля 2025 г.
Капитан «Волгонефть-212» находился в плавании с просроченным дипломом

|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 23 июля 2025 г.
УФАС по Петербург оштрафовало сервис «Сравни.Ру» на 300 тыс. рублей

|
|
SakhalinMedia, 23 июля 2025 г.
Природные катаклизмы повредили автомобиль: какой полис поможет сахалинцам покрыть ущерб?

|
|
Кабар, Бишкек, 23 июля 2025 г.
В ГУОБДД разъяснили порядок выплат по полису ОСАГО

|
|
korins.ru, 23 июля 2025 г.
Вице-президентом Всероссийского союза страховщиков, курирующим вопросы перестрахования назначена Элла Платонова

|
|
Кабар, Бишкек, 23 июля 2025 г.
Почти 1100 водителей оштрафованы за отсутствие ОСАГО

|
|
Аргументы недели, 23 июля 2025 г.
УФАС Санкт-Петербурга взыскало штраф на «Сравни.Ру» за рекламу

|
|
РИА Новости, 23 июля 2025 г.
Путин подписал закон об исполнении бюджета фонда ОМС за 2024 год

|
|
Конкурент, Владивосток, 23 июля 2025 г.
В Госдуме затеяли изменить условия ОСАГО водителям на радость

|
|
Адвокатская газета, 23 июля 2025 г.
Оформляем европротокол без ошибок

|
 Остальные материалы за 23 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|